Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Волшебный воздух»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №111 города Пензы «Олененок»

 Автор: воспитатель Лапшина Екатерина Сергеевна

Цель: формирование представлений о воздухе через познавательно-исследовательскую деятельность.

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжать формировать представление о воздухе, его свойствах;
  • Учить самостоятельно, делать выводы в процессе экспериментирования;
  • Расширять словарный запас детей.

Развивающие:

  • Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию.
  • Развивать мышление, внимание, наблюдательность, любознательность.

Воспитательные:

  • Воспитывать желание познавать окружающий мир;
  • Воспитывать бережное отношение к природе, окружающей среде.

Материалы и оборудование: Стакан с водой, трубочки, листы бумага, воздушные шары и резиновые игрушки разной формы, веер, нарезанные кусочками апельсин и чеснок, миска, две бутылки.

Предварительная работа: беседа: «Чистый воздух»; «Для чего нужен воздух и кому», рассказ «Где живет воздух», отгадывание загадок про явления природы, рассматривание иллюстраций в энциклопедии.

Содержание образовательной деятельности.

  1. Вводная часть (мотивационный этап). Создание игровой мотивации.

Педагог вносит в группу коробку, в которой находятся герои из мультфильма «Фиксики». Из коробки слышится голоса героев из мультфильма.

Воспитатель: — Узнали ли ребята, героев которые пришли к ним в гости?». Педагог предлагает посмотреть мультфильм «Фиксики. Воздушный шар» (Дети смотрят мультфильм)

Воспитатель:— На чем летали Фиксики?

Дети: На воздушном шаре.

Воспитатель: — Благодаря чему воздушный шар поднимается вверх?

Дети: — Горячий воздух легче холодного. Для того что бы шар полетел, воздух в нем нагревают с помощью газовой горелки.

Воспитатель: — Как вы думаете, а у воздуха есть еще свои секреты?

Дети: — Да.

Воспитатель: — Давайте, проверим, правда, это или нет.

  1. Основная часть.

Опыт № 1 «Можно ли почувствовать воздух?»

Цель: показать, сто воздух не видим и его можно почувствовать.

Ход эксперимента:

Воспитатель: Давайте посмотрим внимательно вокруг, по сторонам. Я воздуха не вижу. А вы видите воздух? Попробуйте, поймайте воздух ладонями. (Пытаются поймать воздух)

Воспитатель машет веером.

Воспитатель: — Скажите, что вы чувствуете?

Дети: — Прохладный, холодный воздух.

Вывод: Первый секрет – воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.

Опыт № 2 «Воздух необходим для дыхания»

Цель: показать, что воздух необходим для дыхания

Ход эксперимента:

Воспитатель: Воздух повсюду: на улице, в комнате, в любом свободном пространстве, и в небе – везде воздух! А как вы думаете, нам воздух нужен? Зачем?

Дети: Да, нужен. Мы им дышим.

Воспитатель: — Давайте встанем, положим, руку себе на грудь. Сделаем глубокий вдох. Почувствовали, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе. Это наши легкие наполнились воздухом. Повторяем несколько раз.

Воспитатель: А только ли человеку нужен воздух?

Дети: —  Животным и растениям.

Воспитатель: Как вы думаете, кому не нужен воздух?

Дети: Предметам неживой природы: солнце, горы, камни, песок.

Вывод: второй секрет воздуха – воздух необходим для дыхания всем живым существам.

Опыт № 3 «Воздух легче воды»

Цель: показать, что воздух легче воды.

Оборудование: прозрачный стакан водой, трубочки.

Ход эксперимента:

Воспитатель: — Возьмем прозрачный стакан водой и трубочки. Вставим трубочки в воду и подуем в них. Что вы видите? Что выходит из воды с пузырьками? Куда пузырьки поднимаются?

Дети: —  Мы выдуваем пузыри воздуха. Пузырьки поднимаются на поверхность вверх.

Вывод: третий секрет воздуха – воздух легче воды.

Опыт № 4. «Форма воздуха»

Цель: показать, что воздух не имеет формы

Оборудование: резиновые игрушки разной формы.

Ход эксперимента:

Раздаем детям резиновые игрушки разной формы, а воспитатель надувает воздушный шарик. Дети нажимают на резиновую игрушку и выпускают воздух из нее, а затем отпускают и воздух заходит внутрь резиновой игрушки

Воспитатель: — Что находится внутри игрушек и шарика? Какую форму воздух имеет в ваших игрушках и в моем шарике?

Дети: — Внутри шара и резиновой игрушки находится воздух. Воздух имеет форму резиновой игрушки.

Вывод: четвертый секрет – воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета, в который он попадает.

Опыт № 5 «Воздух расширяется и сжимается»

Цель: показать, что воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.

Оборудование: 1 бутылка с холодной водой, 1 бутылка с горячей водой, воздушные шарики.

Ход эксперимента: На две бутылки надеваем воздушные шарики. Наблюдаем, что в бутылке с холодной водой с шариком ничего не происходит, а в бутылке с горячей водой шарик начинает надуваться.

Вывод: пятый секрет воздуха — при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.

Игра «Нагреем и охладим воздух»

Ход игры: предлагаем детям изобразить, как воздух изменяется при нагревании и охлаждении.

Воспитатель: —  Изобразим воздух при комнатной температуре.

Дети встают в круг, берутся за руки и опускают руки вниз

Воспитатель: —  Что произойдет с воздухом, если его нагреть?

Дети, держась за руки, расширяют круг.

Воспитатель: —  Что произойдет с воздухом, если его охладить?

Дети, держась за руки, сужают круг, присаживаются

Опыт № 6 «Воздух не имеет запаха»

Оборудование: дольки апельсина, чеснока

Цель: доказать, что воздух не имеет запаха.

Ход эксперимента:

Воспитатель: —  Предлагаю вам закрыть глаза и глубоко вздохнуть. Ощущаете ли вы какой — либо запах?

Дети: Нет.

Затем по очереди подносим к детям дольки апельсина и чеснока. Предложим вдохнуть аромат и определить, не открывая глаз название фрукта и овоща.

Вывод: шестой секрет воздух не имеет запаха, но отлично передает запах других веществ.

Опыт № 7 «Воздух может двигаться»

Оборудование: лист бумаги

Цель: показать, что воздух может двигаться

Ход эксперимента:

Воспитатель: —  Возьмем лист бумаги и подуем на него. Что происходит с ним? Почему бумага движется, наклоняется?

Дети: Бумага изгибается потому, что мы на нее дуем

Вывод: седьмой секрет воздуха – ветер – это и есть движение воздуха.

  1. Рефлексия:

Воспитатель: —  Итак, мы сегодня провели множество опытов. Раскрыли все секреты воздуха.

Воспитатель: —  Скажите, вам понравилось проводить опыты и экспериментировать? Какой опыт вам показался интересным больше всего? (Ответы детей)

Воспитатель: —  Что вы сегодня узнали нового?

Дети:

  • Воздух есть везде, он невидимый.
  • Воздух не имеет цвета
  • Воздух не имеет запаха
  • Воздух не имеет форму
  • Ветер – это и движение воздуха
  • Воздух необходим для дыхания всем живым существам и растениям
  • Воздуха при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.

 

Педагог благодарит детей за участие в поисках секретов воздуха, отмечает активное участие детей

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*