Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №111 города Пензы «Олененок»
Автор: воспитатель Лапшина Екатерина Сергеевна
Цель: формирование представлений о воздухе через познавательно-исследовательскую деятельность.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать формировать представление о воздухе, его свойствах;
- Учить самостоятельно, делать выводы в процессе экспериментирования;
- Расширять словарный запас детей.
Развивающие:
- Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию.
- Развивать мышление, внимание, наблюдательность, любознательность.
Воспитательные:
- Воспитывать желание познавать окружающий мир;
- Воспитывать бережное отношение к природе, окружающей среде.
Материалы и оборудование: Стакан с водой, трубочки, листы бумага, воздушные шары и резиновые игрушки разной формы, веер, нарезанные кусочками апельсин и чеснок, миска, две бутылки.
Предварительная работа: беседа: «Чистый воздух»; «Для чего нужен воздух и кому», рассказ «Где живет воздух», отгадывание загадок про явления природы, рассматривание иллюстраций в энциклопедии.
Содержание образовательной деятельности.
- Вводная часть (мотивационный этап). Создание игровой мотивации.
Педагог вносит в группу коробку, в которой находятся герои из мультфильма «Фиксики». Из коробки слышится голоса героев из мультфильма.
Воспитатель: — Узнали ли ребята, героев которые пришли к ним в гости?». Педагог предлагает посмотреть мультфильм «Фиксики. Воздушный шар» (Дети смотрят мультфильм)
Воспитатель:— На чем летали Фиксики?
Дети: — На воздушном шаре.
Воспитатель: — Благодаря чему воздушный шар поднимается вверх?
Дети: — Горячий воздух легче холодного. Для того что бы шар полетел, воздух в нем нагревают с помощью газовой горелки.
Воспитатель: — Как вы думаете, а у воздуха есть еще свои секреты?
Дети: — Да.
Воспитатель: — Давайте, проверим, правда, это или нет.
- Основная часть.
Опыт № 1 «Можно ли почувствовать воздух?»
Цель: показать, сто воздух не видим и его можно почувствовать.
Ход эксперимента:
Воспитатель: — Давайте посмотрим внимательно вокруг, по сторонам. Я воздуха не вижу. А вы видите воздух? Попробуйте, поймайте воздух ладонями. (Пытаются поймать воздух)
Воспитатель машет веером.
Воспитатель: — Скажите, что вы чувствуете?
Дети: — Прохладный, холодный воздух.
Вывод: Первый секрет – воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.
Опыт № 2 «Воздух необходим для дыхания»
Цель: показать, что воздух необходим для дыхания
Ход эксперимента:
Воспитатель: — Воздух повсюду: на улице, в комнате, в любом свободном пространстве, и в небе – везде воздух! А как вы думаете, нам воздух нужен? Зачем?
Дети: — Да, нужен. Мы им дышим.
Воспитатель: — Давайте встанем, положим, руку себе на грудь. Сделаем глубокий вдох. Почувствовали, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе. Это наши легкие наполнились воздухом. Повторяем несколько раз.
Воспитатель: — А только ли человеку нужен воздух?
Дети: — Животным и растениям.
Воспитатель: — Как вы думаете, кому не нужен воздух?
Дети: — Предметам неживой природы: солнце, горы, камни, песок.
Вывод: второй секрет воздуха – воздух необходим для дыхания всем живым существам.
Опыт № 3 «Воздух легче воды»
Цель: показать, что воздух легче воды.
Оборудование: прозрачный стакан водой, трубочки.
Ход эксперимента:
Воспитатель: — Возьмем прозрачный стакан водой и трубочки. Вставим трубочки в воду и подуем в них. Что вы видите? Что выходит из воды с пузырьками? Куда пузырьки поднимаются?
Дети: — Мы выдуваем пузыри воздуха. Пузырьки поднимаются на поверхность вверх.
Вывод: третий секрет воздуха – воздух легче воды.
Опыт № 4. «Форма воздуха»
Цель: показать, что воздух не имеет формы
Оборудование: резиновые игрушки разной формы.
Ход эксперимента:
Раздаем детям резиновые игрушки разной формы, а воспитатель надувает воздушный шарик. Дети нажимают на резиновую игрушку и выпускают воздух из нее, а затем отпускают и воздух заходит внутрь резиновой игрушки
Воспитатель: — Что находится внутри игрушек и шарика? Какую форму воздух имеет в ваших игрушках и в моем шарике?
Дети: — Внутри шара и резиновой игрушки находится воздух. Воздух имеет форму резиновой игрушки.
Вывод: четвертый секрет – воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета, в который он попадает.
Опыт № 5 «Воздух расширяется и сжимается»
Цель: показать, что воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.
Оборудование: 1 бутылка с холодной водой, 1 бутылка с горячей водой, воздушные шарики.
Ход эксперимента: На две бутылки надеваем воздушные шарики. Наблюдаем, что в бутылке с холодной водой с шариком ничего не происходит, а в бутылке с горячей водой шарик начинает надуваться.
Вывод: пятый секрет воздуха — при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.
Игра «Нагреем и охладим воздух»
Ход игры: предлагаем детям изобразить, как воздух изменяется при нагревании и охлаждении.
Воспитатель: — Изобразим воздух при комнатной температуре.
Дети встают в круг, берутся за руки и опускают руки вниз
Воспитатель: — Что произойдет с воздухом, если его нагреть?
Дети, держась за руки, расширяют круг.
Воспитатель: — Что произойдет с воздухом, если его охладить?
Дети, держась за руки, сужают круг, присаживаются
Опыт № 6 «Воздух не имеет запаха»
Оборудование: дольки апельсина, чеснока
Цель: доказать, что воздух не имеет запаха.
Ход эксперимента:
Воспитатель: — Предлагаю вам закрыть глаза и глубоко вздохнуть. Ощущаете ли вы какой — либо запах?
Дети: — Нет.
Затем по очереди подносим к детям дольки апельсина и чеснока. Предложим вдохнуть аромат и определить, не открывая глаз название фрукта и овоща.
Вывод: шестой секрет – воздух не имеет запаха, но отлично передает запах других веществ.
Опыт № 7 «Воздух может двигаться»
Оборудование: лист бумаги
Цель: показать, что воздух может двигаться
Ход эксперимента:
Воспитатель: — Возьмем лист бумаги и подуем на него. Что происходит с ним? Почему бумага движется, наклоняется?
Дети: — Бумага изгибается потому, что мы на нее дуем
Вывод: седьмой секрет воздуха – ветер – это и есть движение воздуха.
- Рефлексия:
Воспитатель: — Итак, мы сегодня провели множество опытов. Раскрыли все секреты воздуха.
Воспитатель: — Скажите, вам понравилось проводить опыты и экспериментировать? Какой опыт вам показался интересным больше всего? (Ответы детей)
Воспитатель: — Что вы сегодня узнали нового?
Дети:
- Воздух есть везде, он невидимый.
- Воздух не имеет цвета
- Воздух не имеет запаха
- Воздух не имеет форму
- Ветер – это и движение воздуха
- Воздух необходим для дыхания всем живым существам и растениям
- Воздуха при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.
Педагог благодарит детей за участие в поисках секретов воздуха, отмечает активное участие детей
Оставить комментарий