Конспект занятия в старшей группе «Как звери готовятся к зиме»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад No111 г. Пензы «Оленёнок»

 

Автор: Гончарова Мария Владимировна

Цель: воспитание у детей познавательного интереса к диким животным.

Задачи:

— Расширять и закреплять представление детей о диких животных: где живут, чем питаются, об их поведении осенью, как готовятся к зиме.

— Развивать умение устанавливать взаимосвязи между сезонными изменениями и жизнью зверей.

— Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы полными предложениями, читать стихи о животных

— Обогащать словарь детей: дупло, берлога, логово, нора, шерсть, впадает в спячку.

— Вызвать желание делиться своими знаниями со сверстниками.

— Воспитывать любознательность и любовь к животным, вызывать желание им помочь

 

Ход занятия

Воспитатель: — Сегодня в детский сад я принесла вот такое сердце. Но сердечко это не простое, а волшебное. Кто возьмет его в руки, тот станет самым ласковым и добрым ребенком в мире. Давайте проверим! (Передаем сердечко, говоря друг другу ласковое слово). Это правда, мы стали самыми добрыми и ласковыми.

Воспитатель: (на ковре) – Скажите пожалуйста какое сейчас время года? Правильно, поздняя осень. А какая погода сегодня? (Холодно, пасмурно)

Холод, ветер на дворе,

Руки мерзнут в ноябре.

Осень поздняя несет

 Первый снег и первый лед.

 Воспитатель: – Сейчас у нас поздняя осень, приближается зима. И мы, люди, готовимся к зиме. Как? (Мы покупаем тёплые вещи, приготавливаем на зиму заготовки, утепляем свои дома,).

Воспитатель: – А вы знаете, что  звери,  живущие  в лесах,  тоже готовятся   к  зиме  почти  также  как  и  люди! Я предлагаю вам отправиться в путешествие по осеннему лесу. Хотите? (-Да!) Для начала нам необходимо одеться теплее и отправимся в путешествие по лесу.

Воспитатель: – Какую одежду мы наденем, чтобы  не  замерзнуть? Правильно. Давайте будем одеваться.

Новые сапожки наденем мы на ножки. (Ногу вперед на пятку — «показать сапожки»)

Теплый шарф завяжем (Руки перекрестно к шее)

Осени мы скажем: (Поворачивание из стороны в сторону)

«Здравствуй, осень поздняя, (Вытянуть руки вперед, развести в стороны)

Не боимся мы тебя!» (Прыжки на двух ногах с хлопками).

Воспитатель: – Молодцы! К путешествию готовы! Тогда отправляемся! Идите за мной. Пойдёмте по узкой тропинке. Не отставайте, идите точно за мной …. После сильного ветра повалились деревья. Нам придётся через них перелезть….

Звучит запись «Осень в лесу» (звуки живой природы)

Воспитатель: – Вот мы и в лесу, вдохните чистый свежий воздух.  Предлагаю вам вспомним, как надо вести себя в лесу, чтобы не распугать зверей, ведь у них сейчас самая тяжелая пора. Они готовятся встречать зиму. (Тихо).

Воспитатель: – Предлагаю вам присесть на пенечки. Девочки подходят к пенечку, как лисички, а мальчики, как зайчики.

Воспитатель: –  Посмотрите, кто-то нас встречает? Белка — маленького роста, на ушках у нее кисточки, на лапках острые коготки, которые помогают ей цепляться за ветки, еще у нее острые зубки. Зачем белке большой пушистый хвост? Он у неё как парашют. Прыгнет белка с ёлки на ёлку, распушит хвост и плавно опустится на ветку. А когда очень ветрено садится белка спиной к ветру и хвостом закрывается.

Воспитатель: – Белочка меняет шерстку?  Объясните, почему? Как называется дом у белки? В дупле у белки сухо, оно устлано травой и листьями. Забирается в него белка, затыкает вход сухой травой, сворачивается клубочком и спит. Нос хвостом закрывает.

Как еще белка готовится к зиме? Делает запасы? А что запасает белка? Правильно, белка складывает в кладовую на дереве шишки, орехи, грибы, желуди. Ребята, у белки осенью столько хлопот, нужно столько всего сделать, все успеть. А может, мы ей поможем. Хотите помочь?

Игра «Разложи запасы»

Воспитатель: – Спасибо вам от белки, за помощь, теперь белке зимой будет, чем питаться, и ей не страшен голод. До свидания, белочка!

Воспитатель: – А вот и другой зверь. Кто же это? Среди диких животных волк выделяется силой, умом, выносливостью. У волка грубая, густая шерсть, большая голова, толстая шея, острые зубы. У волка хорошо развиты лапы. Они высокие, сильные, имеют крепкие, острые когти. У волка прекрасное зрение и слух. Он видит даже в темноте. А как волки готовятся к зиме?

Воспитатель: – Шерсть его за лето и осень и становится очень густой и теплой. Это волку необходимо, ведь он спит прямо на снегу, закрыв хвостом нос. Волки зимой живут семьями. Волк с волчицей и волчата. Это волчья стая. Днём они спят, а охотятся по ночам. Чем питается волк? Когда становится очень холодно, они прячутся в свое логово. Логово — это большая нора или расщелина, которая находится недалеко от водоёма.

Воспитатель: – Хорошей зимы тебе, волк. До свидания!

Воспитатель: – А вот и заяц, наверное, волк на него охотится. Зайчик очень интересно меняет шубку: сначала белеет хвост, потом — задние ноги. Потом начинает очередь белеть спине, за ней ушам, но не до самых кончиков, они у косого так и остаются черными. Где же заячий дом? Днём он спит в снежной ямке, в большие морозы зарывается в сугроб, так теплее. Ночью выходит заяц еду добывать: обгладывать кору с веток опавших деревьев, если деревня не далеко, то заберётся заяц в сад и полакомится корой яблонь. Да, нелегко зайцу зимой будет. Но он знает один способ согреться. Это физкультминутка.

Физкультминутка «Зайка»

Зайке холодно сидеть, (Присесть на корточки)

Нужно лапочки погреть. (Встать, потереть ладошки друг о друга)

Лапки вверх, лапки вниз, (Поднять руки вверх, опустить)

На носочках подтянись. (Встать на носочки, потянуться вверх)

Лапки ставим на бочок, (Поставить руки на пояс)

На носочках скок-скок-скок. (Прыжки на месте)

А затем вприсядку, (Делать приседания)

Чтоб не мёрзли лапки.

Прыгать заинька горазд, (Прыжки на месте)

Он подпрыгнул десять раз.

Воспитатель: – Спасибо, зайка, что помог и нам согреться! Убежал. Чего он испугался интересно.

Воспитатель: – Опять какой-то зверь прячется. Кто это? У медведя громадное, неуклюжее тело, покрытое бурой шерстью; большая голова, короткая и толстая шея, маленькие глаза, небольшие уши. Лапы при ходьбе он ставит внутрь когтями и наружу пятками, поэтому его и прозвали косолапым. На зиму он не делает запасов. Подумайте почему?

Воспитатель: – Где спит медведь всю зиму? Давайте узнаем, чем медведь питался всё лето и осень?

Развивающая игра: «Собери из частей – целое»

Воспитатель: – Ребята, а это что за зверёк?  Ёж – удивительное животное, приспособленное к разным опасным ситуациям. Тело покрыто иголками. Ежи хорошо слышат и чувствуют разные запахи, но очень плохо видят. Они быстро бегают, умеют плавать и прыгать. При опасности ёж свертывается в комочек, и получается игольчатый мячик, за который не возьмёшься.

Воспитатель: – Как ежики готовятся к зиме? Ежи заботливо устилают гнёзда сухими листьями, мхом и травой и укладываются спать на зиму. А чтобы мы не скучали зимой, пока еж спит, он приготовил для нас мячики, почти такие же колючие, как он сам. Предлагаю вам с ними поиграть.

Гладь мои ладошки, еж!

Ты колючий, ну и что ж?

Я хочу тебя погладить!

Я хочу с тобой поладить!

Воспитатель: – Посмотрите тут еще один лесной житель, догадайтесь кто это? У рыжей лисы красивая, густая шерсть, длинный пушистый хвост. Мордочка вытянута, уши острые, ноги короткие, тонкие. Лиса зимой как в валенках, потому, что отрастает густая шерсть у неё на лапах, и они не мёрзнут.

Воспитатель: – Как называется жилище лисы? На кого она охотится? Любит она из-под снега доставать мышей. Слух и лисицы хороший, слышит она, как под снегом мыши возятся и пищат. Начинает она снег лапами разгребать. Мышкует лиса — говорят люди.

Воспитатель: – Лиса для нас оставила задание. Она просит узнать, какие животные с ней живут в лесу. Кого вы видите?

Дидактическая игра «Кто спрятался?» (зашумленные картинки)

Воспитатель: – Ну, а нам пора возвращаться в группу. Пожелаем всем животным хорошей зимы и отправимся в группу. Мы снова в нашей групповой комнате. Понравилось вам наше путешествие в осенний лес? А что вам запомнилось?  Каких зверей мы встретили? (белку, зайца, лису, волка, медведя, ежа.). Ну а кто расскажет нам, какие звери впадают в спячку? А кто делает запасы?

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*