Конспект занятия во второй младшей группе на тему: «Сказочное рождество»

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                  Детский сад №111 города Пензы

                                         “Оленёнок”

                     Автор: воспитатель Кулькова Ольга Павловна

Пояснительная записка:

Цель: ознакомление детей с праздником Рождество Христово; приобщение детей младшего возраста к истокам русской народной культуры.

Программные задачи:

образовательные: знакомить детей с историей этого праздника, традициями, обрядами, обычаями, связанными с ним; знакомить детей со смирной (елеем) и ладаном; расширять и активизировать словарный запас.

воспитательные: приобщать детей к духовно — нравственным ценностям нашего народа через знакомство с народными обрядами, обычаями и песнопениями и устным народным творчеством.

развивающие: развивать связную речь, умение эмоционально, образно её окрашивать (разучивание славок, колядок и стихов); развивать образное мышление и фантазию, воображение и творческие способности; развивать эмоциональную сферу, через использование игровых технологий.

Актуальность:

Духовно-нравственное образование и воспитание имеет чрезвычайную значимость и актуальность. Сегодня без преувеличения можно сказать, что эту задачу необходимо осмыслить как входящую в круг важнейших приоритетов национальной безопасности страны. У молодых людей произошла утрата духовно-нравственных ориентиров, позволяющих делать выбор между добром и злом, почти полностью утрачены идеалы и ценности, принятые в христианском обществе. Развивается опасная тенденция предпочтения материальных ценностей ценностям духовным. Естественным следствием этого являются смутные, а подчас даже искаженные представления детей и подростков о таких добродетелях как доброта, справедливость, милосердие, великодушие, любовь, гражданственность и патриотизм. Подрастающее поколение выходит в самостоятельную жизнь, лишенным патриотических чувств и ощущения своей ответственности перед семьей, обществом, государством и нацией. Искажения нравственного сознания; эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживаются сегодня не только у подростков, но и у детей младшего школьного и даже дошкольного возраста. Дошкольный возраст – это именно тот период, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка. Дошкольник обретает опыт самоутверждения, познает радость удач и горечь разочарований, притягательность общения и начинает осознавать свои интересы. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.

Ожидаемые результаты:

  1. Дети узнают, что в России есть не только государственные праздники, но и православные, народные.
  2. Знакомство детей с православным праздником Рождество Христово, традициями русского народа, связанными с подготовкой и проведением православного праздника.

Предварительная работа:

  • Чтение и заучивание стихов о Рождестве.
  • Чтение и рассматривание книг «Первые шаги в православном храме», «Евангелие для детей».
  • Прослушивание колокольного звона (запись на диске)
  • Беседы о постах и ангелах.
  • Рассматривание иконы Рождества Христова.

Материал и оборудование: вертеп, иллюстрации с изображением Рождества Христова, смирна (елей, пазлы для игры, клей, кисточки, салфетки, цветная бумага.

Ход:

-Ребята, я хочу вам сказать, что приближается очень светлый и радостный праздник! А что такое праздник?

(Предполагаемые ответы детей: когда всем весело, когда все радуются, дарят подарки, поздравляют).

-День, когда все люди поздравляют друг друга. Какие праздники мы празднуем?

(Предполагаемые ответы детей: Новый год, 8 Марта, день рождения).

-Все любят праздники и готовятся к ним. Но для христиан особенно радостные дни — дни православных праздников. Они посвящены Богу. Одним из самых главных праздников христиан стал праздник рождения Иисуса Христа — Рождество Христово. По велению царя той земли каждый из жителей должен был прийти в свой родной город. Мария и Иосиф пришли в Вифлеем, но ни в одном доме не нашлось им места для ночлега. Тогда они нашли недалеко за городом пещеру (вертеп, куда в холодную погоду пастухи загоняли скот. Здесь и родился Иисус Христос.

Показ иллюстраций.

-В пещере не было колыбельки для Богомладенца, и Мария положила Его в ясли — так называлась кормушка для скота. В это время на небе появилось множество ангелов.Они пели песню: «Слава на Небесах Богу, на земле мир и любовь Божия к людям». Песню Ангелов услышали пастухи. Они пришли и первые поклонились Христу. А перед Рождеством Иисуса Христа на небе появилась особенная яркая звезда. Эту звезду заметили древние мудрецы (волхвы). Они пошли вслед за необыкновенной звездой. И она привела их в пещеру к Младенцу, в город Вифлеем. Эту звезду так и назвали — Вифлеемская звезда. Мудрецы поняли, что это не простой Младенец, но Сам Бог. Они поклонились Ему и подарили подарки.

Золото — как ЦАРЮ, смирну — как ЧЕЛОВЕКУ, ладан — как БОГУ.

-Ребята, давайте рассмотрим смирну (елей, определим ее запах. — А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Рождественская картинка». Нужно собрать пазлы, чтобы получилась картинка о Рождестве.

Дети собирают картинку. Воспитатель оказывает помощь.

  • Ребята, а как вы думаете, что является символом Рождества?

-Елка.

  • А у нас стоит очень грустная елочка. Она грустит, наверное, потому что на ней нет ни одной игрушки. А какими игрушками можно нарядить нашу елочку? Я буду называть разные украшения, а вы, кто поймает мяч,отвечайте коротко: «да» или «нет».

Физкультминутка с мячом «Да – нет». Дети становятся в круг, воспитатель в центре круга держит в руках мяч. Воспитатель бросает мяч ребенку, задает вопрос, тот ловит, отвечает, бросает мяч обратно.

Воспитатель:

Бывают на елке игрушки (да)

Веселые Петрушки (да)

Большая хлопушка (да)

Сушеная лягушка (нет)

Разноцветные флажки (да)

Мясные пирожки (нет)

Яркие картинки (да)

Рваные ботинки (нет)

Рыбки золоченые (да)

Колбаса копченая (нет)

-Ребята, я предлагаю вам поиграть еще в одну игру «Наряди елочку».

Вы должны украсить елочку и приклеить только те игрушки, которыми украшают рождественскую елочку.

-Молодцы ребята, справились на славу.

  • А теперь пришла пора узнать, как на Руси колядовали. — В ночь перед Рождеством дети ходили колядовать. Они не просто ходили по дворам, а пели специальные песни — колядки.

Раздается стук в дверь, заходят ряженые дети старшей группы с воспитателем.

  • Дома ли хозяева? Разрешите коляду прославить?
  • Заходите, гостям рады!

Дети поют колядки:

Коляда – маляда уроди пирога.

Уроди пшеничку, на всякую птичку.

Отворяйте сундучки, вынимайте пяточки.

По копеечке давайте, малым детям раздавайте.

Колядуем, колядуем,

Песни с танцем чередуем!

И вприсядку, и кругом,

Угощайте пирогом!

-Ну, а какой же праздник без чаепития? Приглашаю вас за стол!

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*