Краткосрочный проект для детей старшей группы «Волшебный воздух»

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №111 города Пензы «Олененок»

 Автор: воспитатель Лапшина Екатерина Сергеевна

 Актуальность

Девиз проекта: «Все интересно — что неизвестно!»

Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов.

Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с воздухом везде. Но научиться самостоятельно, изучать его свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался ребенку еще не по силу. Взрослые привыкли передавать ребенку знания в основном через глаза и уши. А вот если они проходили через руки, через деятельность, то мы смогли бы подарить каждому ребенку радостное удивление, пытливый анализ, первый окрыляющий успех естествоиспытателя. Развить у ребенка внимание, мышление, речь. Пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытие и увлекаться наша задача. В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.

Актуальность выбранной темы проекта еще и в том, что человек не бережет то, что имеет, ведь ежегодно в воздух выбрасывается более миллиона тонн вредных веществ, которые губительно сказываются на жизнь всего живого мира. 

Проблема

У детей недостаточно знаний о воздухе. Люди, животные и растения дышат воздухом. Воздух находится везде. А как его можно увидеть? Как доказать, что он существует? Что такое воздух? Зачем он нужен людям и другим живым организмам? Какое значение воздуха? Как воздух загрязняется? Как охранять воздух? Такие вопросы возникли у детей во время беседы о воздухе.

Цель проекта: Создать условия для развития познавательно-исследовательских способностей детей в процессе проекта; сформировать у детей знания о значении воздуха в жизни всего живого на земле.

Задачи проекта для детей

Обучающие:

  • познакомить детей с воздухом, с его свойствами и ролью в жизни человека и животных;
  • углублять и расширять знания детей о воздухе посредством опытов.

Развивающие:

  • создать условия для проведения опытов и экспериментов, используя приборы и материалы центра экспериментирования;
  • развивать у детей речевую активность, наблюдательность, умение делать выводы, прогнозировать результаты;
  • формировать привычку задавать вопросы и искать на них ответы опытным путём.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к окружающей среде, безопасное поведение во время опытов и в природе.

Задачи для педагога

  1. Подобрать и изучить методическую литературу и интернет – ресурсы по теме проекта.
  2. Подобрать дидактические игры, опыты, конспекты НОД видеоматериалы о свойствах и применении воздуха.
  3. Способствовать сплочению детско-родительских отношений, улучшению контакта между работниками дошкольного учреждения и родителями.
  4. Мотивировать родителей для участия в реализации проекта «Познакомьтесь – это воздух!»

Задачи для родителей:

1.Улучшить взаимопонимание со своим малышом. Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, уверенность в собственных педагогических возможностях.

2.Стимулировать желание детей узнать новое о неживой природе.

3.Обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении ребёнок-родитель.

 

Паспорт проекта.

Вид проекта: краткосрочный, групповой.

Тип проекта: информационно-исследовательский, познавательный.

Сроки реализации проекта: 1

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели старшей группы

Возраст детей: 5-6 лет.

 

Предполагаемые результаты

  • Повыситься уровень развития любознательности детей.
  • Дети должны получить элементарные представления о воздухе, его свойствах.
  • Дети должны получить простейшие знания об опытах, с помощью которых можно познакомиться с воздухом.
  • Развитие у детей коммуникативных навыков, умения работать в команде.
  • Повышение педагогической грамотности родителей. Привлечение родителей к сотрудничеству, приобретение знаний по организации познавательно – исследовательской деятельности по теме «Воздух».

 

В результате реализации проекта дети будут знать

  • Где находится воздух.
  • Роль воздуха в жизни человека.
  • Роль воздуха в жизни животных.
  • Роль воздуха в жизни растений.
  • Для чего нужен воздух.
  • Свойства воздуха.

 

В результате реализации проекта дети будут уметь

  • Выполнять действия по организации экспериментов с воздухом.
  • Задавать вопросы, искать ответы.
  • Видеть проблему по определенной теме.
  • Проводить посильные опыты и делать соответствующие выводы.
  • Оформлять результаты опытов в виде простейших схем, знаков, рисунков.

 

План реализации проекта

Этапы проекта:

1 этап: подготовительный

  • Составление проекта.
  • Изучение и анализ уровня развития у детей познавательных способностей,

умений и навыков исследовательской деятельности и творческого проектирования.

  • Подбор методик, форм работы с детьми, родителями воспитанников,
  • Создание эффективной предметно-развивающей среды в группе, создание информационного пространства для родителей.
  • Подбор детской художественной литературы для чтения детям.
  • Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
  • Консультация для родителей с целью знакомства с темой, задачами проекта, содержанием работы.
  • Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы по теме проекта.
  • Рассматривание иллюстраций, сюжетных картин.
  • Разучивание игр.
  • Использование информационно-коммуникативных технологий

 

2 этап: основной

№ п/п Содержание работы Ресурсное обеспечение
1 Беседы, дидактические игры Беседы: «Как услышать воздух», «Носы нужны не только для красы», «Летающие семена»; «Что такое воздух», «Значение воздуха для жизни и роста живых организмов», «Носы нужны не только для красы», «Какую пользу приносит ветер?»

Д/И: «Какой ветер», «Угадай, от какого дерева эти семена», «Что лишнее?», «Что сначала, что потом?».

Труд: привлечь ребят к мытью листьев комнатных растений.

2 Чтение художественной литературы С.Маршак «Мыльные пузыри», И.Токмакова «Ветрено, ветрено», Н. Некрасов «Заунывный ветер», С.Михалков «Три ветра», С.Жупанин «Нарисую ветер», Сказка «Южный ветерок» В.М. Гаршин; Сказка «Лягушка – путешественница» В. Катаев; русская народная сказка  «Пузырь, лапоть и соломинка»

Стихи о воздухе и ветре

Загадки, пословицы и поговорки о воздухе.

3 Познавательно-исследовательская деятельность Наблюдение за ветром.

Исследования воздуха в разных местах: в комнате, на территории детского сада, ближе к дороге и т.д.

НОД «Воздух и его роль в жизни человека»

Игровые упражнения «Почувствуй воздух»,

«Отгадай запах»  Наблюдение «Загадочные пузырьки».

Опыты: «Воздух», «Ветер – это движение воздуха», «Угадай на запах», «Надувание воздушного шарика», «Что в пакете?», «Загадочные пузырьки»; «Надувание мыльных пузырей», «Пузырьки-спасатели», «Морской бой».

4 Игровая деятельность Игры с различными игрушками, связанными с воздухом: музыкальные инструменты, вертушки, веера.

Сюжетно-ролевые игры «Путешествие на парусном корабле», «Полёт на самолёте», «Путешествие на воздушном шаре».

5 Художественно-эстетическая деятельность Игры с различными конструкторами. Тема: «Самолёт»

Рисование «Какой он воздух?»

6 Взаимодействие с родителями:

 

Консультации «Учите детей любить природу», «Нам нужен чистый воздух», «Экспериментально – исследовательская деятельность детей».

«Оздоровление воздуха с помощью растений» — рекомендации родителям.

 

3 этап: заключительный

Анализ и подведение итогов по реализации проекта.

 

Работа с родителями:

  • Оформление папок – передвижек, папок – раскладушек.
  • Организация совместной деятельности: изготовление атрибутов, игр, домашние задания.
  • Подбор художественного слова, загадок.
  • Индивидуальные беседы.

Итоги проекта:

  • Анализ проделанной работы, мониторинг уровня развития исследовательских навыков детей, определение уровня компетенции родителей по организации естественно – научных наблюдений и экспериментов с детьми дома, желание сотрудничать с педагогами ДОУ.
  • Осуществление поставленных задач, наработка диагностического, методического, практического материала, определение наиболее эффективных методов и приёмов работы с детьми, родителями, педагогами детского сада по организации естественно — научных наблюдений и экспериментов с детьми.
  • Оформление картотеки занимательных опытов и экспериментов с воздухом

Творческая презентация с участием детей «Эксперименты с воздухом».

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*