Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №111 города Пензы «Олененок»
Автор: воспитатель Лапшина Екатерина Сергеевна
Актуальность
Девиз проекта: «Все интересно — что неизвестно!»
Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов.
Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с воздухом везде. Но научиться самостоятельно, изучать его свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался ребенку еще не по силу. Взрослые привыкли передавать ребенку знания в основном через глаза и уши. А вот если они проходили через руки, через деятельность, то мы смогли бы подарить каждому ребенку радостное удивление, пытливый анализ, первый окрыляющий успех естествоиспытателя. Развить у ребенка внимание, мышление, речь. Пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытие и увлекаться наша задача. В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.
Актуальность выбранной темы проекта еще и в том, что человек не бережет то, что имеет, ведь ежегодно в воздух выбрасывается более миллиона тонн вредных веществ, которые губительно сказываются на жизнь всего живого мира.
Проблема
У детей недостаточно знаний о воздухе. Люди, животные и растения дышат воздухом. Воздух находится везде. А как его можно увидеть? Как доказать, что он существует? Что такое воздух? Зачем он нужен людям и другим живым организмам? Какое значение воздуха? Как воздух загрязняется? Как охранять воздух? Такие вопросы возникли у детей во время беседы о воздухе.
Цель проекта: Создать условия для развития познавательно-исследовательских способностей детей в процессе проекта; сформировать у детей знания о значении воздуха в жизни всего живого на земле.
Задачи проекта для детей
Обучающие:
- познакомить детей с воздухом, с его свойствами и ролью в жизни человека и животных;
- углублять и расширять знания детей о воздухе посредством опытов.
Развивающие:
- создать условия для проведения опытов и экспериментов, используя приборы и материалы центра экспериментирования;
- развивать у детей речевую активность, наблюдательность, умение делать выводы, прогнозировать результаты;
- формировать привычку задавать вопросы и искать на них ответы опытным путём.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, безопасное поведение во время опытов и в природе.
Задачи для педагога
- Подобрать и изучить методическую литературу и интернет – ресурсы по теме проекта.
- Подобрать дидактические игры, опыты, конспекты НОД видеоматериалы о свойствах и применении воздуха.
- Способствовать сплочению детско-родительских отношений, улучшению контакта между работниками дошкольного учреждения и родителями.
- Мотивировать родителей для участия в реализации проекта «Познакомьтесь – это воздух!»
Задачи для родителей:
1.Улучшить взаимопонимание со своим малышом. Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, уверенность в собственных педагогических возможностях.
2.Стимулировать желание детей узнать новое о неживой природе.
3.Обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении ребёнок-родитель.
Паспорт проекта.
Вид проекта: краткосрочный, групповой.
Тип проекта: информационно-исследовательский, познавательный.
Сроки реализации проекта: 1
Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели старшей группы
Возраст детей: 5-6 лет.
Предполагаемые результаты
- Повыситься уровень развития любознательности детей.
- Дети должны получить элементарные представления о воздухе, его свойствах.
- Дети должны получить простейшие знания об опытах, с помощью которых можно познакомиться с воздухом.
- Развитие у детей коммуникативных навыков, умения работать в команде.
- Повышение педагогической грамотности родителей. Привлечение родителей к сотрудничеству, приобретение знаний по организации познавательно – исследовательской деятельности по теме «Воздух».
В результате реализации проекта дети будут знать
- Где находится воздух.
- Роль воздуха в жизни человека.
- Роль воздуха в жизни животных.
- Роль воздуха в жизни растений.
- Для чего нужен воздух.
- Свойства воздуха.
В результате реализации проекта дети будут уметь
- Выполнять действия по организации экспериментов с воздухом.
- Задавать вопросы, искать ответы.
- Видеть проблему по определенной теме.
- Проводить посильные опыты и делать соответствующие выводы.
- Оформлять результаты опытов в виде простейших схем, знаков, рисунков.
План реализации проекта
Этапы проекта:
1 этап: подготовительный
- Составление проекта.
- Изучение и анализ уровня развития у детей познавательных способностей,
умений и навыков исследовательской деятельности и творческого проектирования.
- Подбор методик, форм работы с детьми, родителями воспитанников,
- Создание эффективной предметно-развивающей среды в группе, создание информационного пространства для родителей.
- Подбор детской художественной литературы для чтения детям.
- Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
- Консультация для родителей с целью знакомства с темой, задачами проекта, содержанием работы.
- Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы по теме проекта.
- Рассматривание иллюстраций, сюжетных картин.
- Разучивание игр.
- Использование информационно-коммуникативных технологий
2 этап: основной
№ п/п | Содержание работы | Ресурсное обеспечение |
1 | Беседы, дидактические игры | Беседы: «Как услышать воздух», «Носы нужны не только для красы», «Летающие семена»; «Что такое воздух», «Значение воздуха для жизни и роста живых организмов», «Носы нужны не только для красы», «Какую пользу приносит ветер?»
Д/И: «Какой ветер», «Угадай, от какого дерева эти семена», «Что лишнее?», «Что сначала, что потом?». Труд: привлечь ребят к мытью листьев комнатных растений. |
2 | Чтение художественной литературы | С.Маршак «Мыльные пузыри», И.Токмакова «Ветрено, ветрено», Н. Некрасов «Заунывный ветер», С.Михалков «Три ветра», С.Жупанин «Нарисую ветер», Сказка «Южный ветерок» В.М. Гаршин; Сказка «Лягушка – путешественница» В. Катаев; русская народная сказка «Пузырь, лапоть и соломинка»
Стихи о воздухе и ветре Загадки, пословицы и поговорки о воздухе. |
3 | Познавательно-исследовательская деятельность | Наблюдение за ветром.
Исследования воздуха в разных местах: в комнате, на территории детского сада, ближе к дороге и т.д. НОД «Воздух и его роль в жизни человека» Игровые упражнения «Почувствуй воздух», «Отгадай запах» Наблюдение «Загадочные пузырьки». Опыты: «Воздух», «Ветер – это движение воздуха», «Угадай на запах», «Надувание воздушного шарика», «Что в пакете?», «Загадочные пузырьки»; «Надувание мыльных пузырей», «Пузырьки-спасатели», «Морской бой». |
4 | Игровая деятельность | Игры с различными игрушками, связанными с воздухом: музыкальные инструменты, вертушки, веера.
Сюжетно-ролевые игры «Путешествие на парусном корабле», «Полёт на самолёте», «Путешествие на воздушном шаре». |
5 | Художественно-эстетическая деятельность | Игры с различными конструкторами. Тема: «Самолёт»
Рисование «Какой он воздух?» |
6 | Взаимодействие с родителями:
|
Консультации «Учите детей любить природу», «Нам нужен чистый воздух», «Экспериментально – исследовательская деятельность детей».
«Оздоровление воздуха с помощью растений» — рекомендации родителям. |
3 этап: заключительный
Анализ и подведение итогов по реализации проекта.
Работа с родителями:
- Оформление папок – передвижек, папок – раскладушек.
- Организация совместной деятельности: изготовление атрибутов, игр, домашние задания.
- Подбор художественного слова, загадок.
- Индивидуальные беседы.
Итоги проекта:
- Анализ проделанной работы, мониторинг уровня развития исследовательских навыков детей, определение уровня компетенции родителей по организации естественно – научных наблюдений и экспериментов с детьми дома, желание сотрудничать с педагогами ДОУ.
- Осуществление поставленных задач, наработка диагностического, методического, практического материала, определение наиболее эффективных методов и приёмов работы с детьми, родителями, педагогами детского сада по организации естественно — научных наблюдений и экспериментов с детьми.
- Оформление картотеки занимательных опытов и экспериментов с воздухом
Творческая презентация с участием детей «Эксперименты с воздухом».
Оставить комментарий