Краткосрочный проект «Краски осени» в старшей группе

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №111 города Пензы «Олененок»

Автор: воспитатель Лапшина Екатерина Сергеевна

Введение

«Осень. Обсыпается весь наш бедный сад:

Листья ярко – красные по ветру летят…»

А. Толстой.

А. Толстой.Родная природа! В душе ребенка она оставляет глубокий неизгладимый след, потому — что своей яркостью, своим многообразием воздействует на его чувства. Деревья, птицы, облака, лужицы после дождя, разноцветная радуга – все это привлекает внимание детей. В связи с этим, перед нами стоит ответственная задача – воспитывать малышей, а это значит, приобщать ребенка к миру человеческих ценностей – добра и красоты, истины, ориентируясь на «концепцию дошкольного воспитания».

Осень – одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. При изучении природных явлений дошкольники обращают внимания на многие признаки этого замечательного времен года, учатся прослеживать связь между ними, знакомятся с осенней природой. Знания в этой сфере ребята получают постепенно, циклично, пополняя их год от года.

 

Проблема

Перед детьми был поставлен вопрос: «Какая осень: веселая или грустная?» Пытаясь дать ответ, дети не смогли аргументировать свою точку зрения, так как не хватило знаний по теме.

Совместно с детьми было решено рассмотреть это время года со всех сторон, чтобы ответить на этот вопрос.

Актуальность

Вот и промелькнуло весёлое, задорное и жаркое лето. На смену ему пришла красавица — осень! Осень — чудная пора!  Золотыми становятся травы, деревья, кустарники. В прохладном, прозрачном воздухе поблескивают нити паутинок. Дни становятся короче и холоднее, а ночи длиннее, солнце уже не поднимается так высоко как летом. Ветер срывает с деревьев яркие листья, которые застилают землю багряно-желтым ковром. Листопад обнажает ветки деревьев, лишая их пышного яркого убранства. Люди собирают урожай в саду и на огороде, сеют озимые, готовят поля к весне. Погода становится изменчивой: то холодное промозглое утро, то яркий солнечный день, то ветреный вечер… Эстетическому восприятию этих явлений и мы должны научить наших детей. Если ходить, не поднимая головы, то можно совсем не увидеть прекрасных красок осени, ярких листьев, танца жёлтых, красных, пурпурных волн на ветру, прозрачного светло-голубого неба, облаков необычной формы. И, значит, осень может остаться в памяти ребёнка серым, промозглым, унылым временем. Ведь любование осенней природой обогащает внутренний мир ребёнка, помогает найти новые точки соприкосновения между людьми и природой, формирует эстетические чувства.

 

Цель: расширить представления детей об осени, как времени года; становление у детей познавательного, нравственно-эстетического отношения к природе.

 

Задачи:

-Расширять представления детей об изменениях, происходящих в природе с приходом осени (растительный и животный мир родного края, погодные явления);

-Расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, грибов и ягод, созревающих в осенний период.

— Развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин; формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.

-Воспитывать познавательный интерес к природе и желание отражать полученные знания в творчестве.

— Формировать навыки художественного исполнения различных образов в художественном творчестве и играх.

-Привлекать родителей к совместной творческой деятельности.

 

Ожидаемые результаты:

Для детей:

Знают и называют:

  • большое количество овощей, фруктов и осенних даров;
  • приметы, явления, признаки осени;
  • пословицы, поговорки, загадки, пальчиковые гимнастики, физкультминутки об осени.
  • Чтение наизусть стихотворений об осени
  • песни про осень
  • подвижные игры

-Развитие связной речи, умения составлять описательные рассказы по картине и повествовательные, опираясь на личный опыт и воспоминания.

-Расширение кругозора детей и закрепление их знаний о сезонных изменениях в природе в осенний период.

-Обогащение активного словаря детей эпитетами, образными выражениями, пословицами и поговорками, стихами на осеннюю тему.

-Развитие детского творчества в разных направлениях (рисунки, аппликация, моделирование из бумаги и природных материалов, лепка).

 

Методы: наглядный, словесный, практический, интерактивный, исследовательский.

 

Вид проекта: групповой, краткосрочный, познавательный.

 

Тип проекта: познавательно-творческий.

 

Участники: дети старшей логопедической группы (5-6 лет), родители воспитанников, воспитатели ДОУ, музыкальный руководитель.

 

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный (аналитический)
  2. Основной (реализация намеченных планов)

III.     Заключительный (подведение итогов)

 

  1. Подготовительный этап

— Выбор темы проекта;

— Определение цели и задач проекта;

— Составление плана работы;

— Изучение методической литературы;

— Подготовка оборудования, материалов;

— Предварительная работа с родителями.

  1. Основной этап

Содержание деятельности по образовательным областям

Познавательное развитие

  • НОД «Осенняя прогулка»;
  • НОД «Дарит осень чудеса»;
  • Беседа с детьми и родителями «Во саду ли, в огороде» — Расширять представления детей о многообразии мира растений; об овощах, фруктах и ягодах. Учить узнавать и называть овощи, фрукты и ягоды. Формировать общие представления о способах ухода за садово-огородными растениями. Формировать желание делиться впечатлениями;
  • Беседа «Растительный мир осенью» — расширять представление о разнообразии растительного мира. Учить различать деревья и кустарники по внешнему виду. Закреплять названия основных деревьев, классифицировать деревья: лиственные, хвойные, фруктовые. Формировать желание отражать красоту природы в художественно-творческой деятельности;
  • Беседа «Осенние заботы животных и птиц» — уточнить знания детей об осенних изменениях в природе, о трудных и важных заботах животных и птиц перед долгой зимой; Развивать интерес к закономерностям в живой природе; воспитывать бережное отношение к животным и птицам в осенний период;
  • Беседа по картине Левитана «Золотая осень» — Вызвать эмоциональное отношение к природе. Развивать память, речь. Развивать художественное восприятие детей, способность видеть и чувствовать красоту осенней природы, пробуждать у детей добрые и светлые чувства.
  • Составление рассказов о природе «Осень, осень, листопад», Рассматривание сюжетных картин «Осень» — развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин; формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него;
  • Цикл наблюдений «Изучаем жизнь природы осенью»;
  • Целевые прогулки, прогулка по участку детского сада, наблюдение за изменениями природы, сбор природного материала;
  • Прогулка по огороду «Во саду ли в огороде» — закрепить знания детей о приметах осени, вспомнить названия деревьев, растущих на участке детского сада. Учить детей замечать красоту природных явлений. Воспитывать понимание ценности здоровья, формировать желание не болеть, укреплять здоровье с помощью пищи, богатой витаминами;
  • Экспериментальная деятельность с осенними листьями;
  • Д/и «Возвратим осени память», «С какого дерева листок», «Кто больше знает примет осени?».

Речевое развитие

Чтение художественной литературы: пословицы, поговорки, загадки об осени. Чтение и заучивание стихотворений об осени: А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»; И. А. Бунин «Лес, точно терем расписной…»; К. Бальмонт «Осень»; А. Майков «Осенние листья»; Е. Трутнева «Листопад», «Улетает лето»; В. Чаплина «Лес осенью»; Г. Скребицкий «Осень»; П. Молчанов «Последний лист»; Т. Домаренок «Осенняя сказка»; Н. Абрамцева «Осенняя сказка»; И. Соколов-Микитов «Листопадничек»; Ю. Тувим «Овощи»;

  • Составление рассказов об осени из личного опыта и по картинам и иллюстрациям;
  • Д/и «Назови ласково», «Какая бывает осень?».

 

Социально-коммуникативное развитие

  • Сюжетно-ролевые игры «На прогулке в осеннем лесу», «На даче»; «Магазин “Семена овощей и фруктов», «Семья готовит обед», «Семья идет в овощной магазин», «Заготовка овощей на зиму».
  • Д/и «Угадай, что где растет?», «Осенние слова», «Найди дерево по описанию», «Найди пару»;
  • Беседа «То, что растет живое»;
  • Беседа «Сколько красок у осени?».

 

Художественно-эстетическое развитие

  • НОД «Осенние облака» (коллективная аппликация);
  • Д/и «Найди самый красивый листок»;
  • Рассматривание репродукций картин: И. Левитан «Золотая осень», М. Нестеров «Осенний пейзаж», К. Васильев «Осень», «Золотая осень», А. М. Васнецов «Осень», И. И. Шишкин «Золотая осень», И. И. Левитан «Октябрь», «В лесу осенью»;
  • Прослушивание музыкальных произведений: П. Чайковский «Времена года», «Осенняя песенка», пение «Осень в гости к нам идет», Т. Попатенко “Листопад”, Т. Ломова “Осень просим”, М. Еремеева “Осень милая, шурши”, “Звуки живой природы”. Танец «Осенние листочки».

 

Физическое развитие

  • Пальчиковая гимнастка «Вышел дождик погулять», «Листочки»;
  • Физкультминутка «Мы – осенние листочки», «Ветерок»;
  • Дыхательная гимнастика «Ветерок»;
  • Хороводная игра «К нам осень пришла»;
  • П/и «У медведя во бору», «Совушка», «Перелет птиц», «Раз, два, три, названный лист бери»;
  • Эстафета «Соберем осенний букет».

 

Взаимодействие с родителями

  • Сбор природного материала,
  • Совместное рисование с детьми на тему проекта
  • Выставка совместных творческих работ с родителями «Осенние фантазии»
  • Консультация родителей «Экологическое воспитание ребенка в семье»
  • Папка – передвижка «Осень — чудная пора»
  • Консультация «Как провести с ребёнком осенний день»
  • Создание альбома «Мы и осень»

 

III.     Заключительный этап.

  1. Подведение итогов проекта.

Продукт проектной деятельности:

      Выставка «Дары осени»,

      Выставка рисунков «Разноцветная осень»,

      Презентация «Краски осени»

      Оформление раздевалки с использованием работ детей.

      Культурно-досуговая программа «Золотая осень» — воспитать уважение к труду людей, любовь к родному краю, развивать творческие способности, активность.

 

  1. Анализ результатов работы.

В ходе реализации проекта у детей:

-развивались творческие способности;

-углубились знания о природе, укрепилось представление о необходимости бережного отношения к ней;

-совершенствовалось умение осуществлять экспериментальную деятельность, устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире;

-расширился и активизировался словарный запас;

-у родителей появился интерес к проектной деятельности.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*