Социализация и адаптация детей — инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья через организацию творческой деятельности в Центре технического творчества

МБУ ДО ЦТТ

Автор: педагог-организатор Челашова С.Л.

Аннотация: в статье рассматривается опыт работы с детьми – инвалидами и детьми с ОВЗ в Центре технического творчества.

Ключевые слова: дети – инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), социализация, адаптация, творческая деятельность.

Зачастую мы не думаем о том, кто же такие дети инвалиды или дети с ограниченными возможностями здоровья. Мы не часто встречаем их на детских площадках, улицах. Складывается впечатление, что таких детей не бывает. Такие дети и их семьи, как правило, изолированы от общества, они живут в своем закрытом, недоступном для нас мире.

Детство – уникальная пора в жизни каждого человека, когда стремительно происходит физическое и психическое развитие личности. Дети с ограниченными возможностями здоровья —  это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.[1]По Закону «Об образовании» и по «Конвенции о правах ребенка» любой ребенок имеет право на массовое образование. Только, для этого ему нужно создать специальную среду. У учреждений дополнительного образования есть максимальная возможность организовать условия для эффективного осуществления детьми-инвалидами прав на творческое самоопределение, развитие, образование и полноценную досуговую деятельность.

В Центре технического творчества особое внимание уделяется работе по социализации и адаптации детей — инвалидов и детей с ОВЗ. Эта категория детей привлекается к активному участию в различных массовых мероприятиях: игровых программах, тематических праздниках («Масленица», «Новый год», «День космонавтики», «День матери», «День семьи» и т.д.), театрализованных представлениях. Так же у воспитанников с проблемами со здоровьем есть приоритетная возможность посещения летнего (осеннего) оздоровительного профильного лагеря при МБУ ДО ЦТТ. Вовлечение детей в общую досуговую деятельность позволяет им преодолеть комплекс неполноценности, улучшить психоэмоциональное состояние, благотворно влияет на их общее развитие, социализацию и адаптацию в детском коллективе и вместе с тем помогает приобрести новые знания и навыки.

Для учащихся с особенностями здоровья открыты двери любого объединения Центра технического творчества. Также есть объединение технического творчества, для детей, которым на первом этапе адаптации необходимы особые условия на занятиях (присутствие родителей, уменьшенное количество учащихся, особый подход). В процессе занятий педагог, учитывая индивидуальные особенности учащихся, составляет персональный маршрут для каждого ребёнка. Направленность работы и объекты труда подбираются с учетом желаний и возможностей детей. В течение занятия используются различные приемы: пальчиковые гимнастики, игры, беседы, решение проблемных ситуаций, физминутки, показ иллюстраций, упражнения, работа по образцу и др.

Взаимодействие с учащимися строится исходя из того, что творческая работа должна вызывать только положительные эмоции у детей, оказывая благоприятное влияние на их нервную систему. Таким детям требуется особое психолого-педагогическое внимание и индивидуальный подход.

Именно в этой группе дополнительного обучения детей в полной мере реализуется индивидуальный подход к ребенку с любыми способностями, с разным уровнем знаний и возможностями. Дети учатся сотрудничеству в детском коллективе, формируют и совершенствуют коммуникативные умения и навыки. Расширяется социальное общение для детей и родителей, создаются условия для социального и культурного самовыражения личности ребёнка.

Творческая деятельность в Центре технического творчества социализирует детей-инвалидов и детей с ОВЗ в окружающее общество, вырабатывает у них свободу в общении со сверстниками и развивает их творчество. Формирует разнообразные умения, что является важным фактором социальной поддержки, возможностью продолжить образование по своим интересам и наклонностям, что в будущем может способствовать эффективным фактором самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Система воспитательной работы в учреждении способствует тому, что ребёнок с инвалидностью или с ограниченными возможностями здоровья и его семья не чувствуют себя изолированным в обществе и жизни.

 

Список литературы онлайн:

  1. Дети с ограниченными возможностями здоровья // МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ URL: http://www.omskmintrud.ru/?sid=4544 (дата обращения: 15.18.2022).

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*