«Страна, как истина, одна, — она не станет посторонней»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр технического творчества»

Авторы: методист МБУ ДО ЦТТ Жалдак З.Б.

педагог – организатор, педагог  дополнительного образования Челашова С.Л.

Патриот – человек, проникнутый патриотизмом, человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь. Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

«Словарь русского языка» С. И. Ожегова.

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Для многонациональной и многоконфессиональной России цель патриотического воспитания заключается в формировании у граждан   любви к Отчизне, национальной гордости и бережного отношения к культурному наследию, историческому прошлому державы, ответственного и критического отношения к происходящему ранее и ныне в российском государстве, культуры межнационального общения, а также толерантности.

Многовековая история свидетельствует о том, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности. В формирование гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должно внести современное образование.

Образовательное учреждение, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота.

Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.  Новое время требует  содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям.   Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение внутреннего  климата учреждения, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

Главным инструментом патриотического воспитания в учреждении дополнительного образования детей и подростков является организация и проведение массовых мероприятий:- творческие конкурсы; — патриотические и познавательные мероприятия; -праздники; -проектная, исследовательская и волонтерская деятельность; иные формы активизации детей и молодежи.

В детях необходимо воспитывать благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации. Эту задачу в учреждении решает организация единого воспитательного пространства, сочетающего внешние и внутренние условия воспитания учащихся и наряду с текущими мероприятиями, включает в себя ряд ежегодных традиционных:

Название мероприятия Возраст учащихся Краткое описание мероприятия Сроки
1 Познавательная беседа: «Навечно в памяти народной»

        

Средний и старший школьный возраст Познавательная беседа, посвященная Дню памяти жертв геноцида во Второй мировой войне. Учащиеся рассматривают термин геноцид, масштабы преступлений против советского народа со стороны немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны.  24 января
2 Познавательная беседа: «Детство, опалённое войной» Младший и средний школьный возраст Беседа посвящена Дню воинской славы России. Дню снятия блокады Ленинграда (1944). Дети узнают о тех испытаниях, что выпали на долю жителей большого города. Среди таковых: ежедневные обстрелы с воздуха, страшный голод, отсутствие электричества, воды, тепла в домах и смертельные болезни. Поражаясь стойкости духа горожан. 27 января
3 Конкурсно — игровая программа «Один день в армии»

 

Младший и средний школьный возраст В процессе мероприятия, учащиеся узнают о режимных моментах службы в армии, правилах, задачах будущих солдат. Выполняя конкурсные задания, у каждого участника есть возможность почувствовать себя в роли молодого бойца.  23 февраля
4 Научно – практическая конференция учащихся «Держава армией сильна!» Старший школьный возраст Учащиеся готовят проект на тему ВОВ (оружие, техника, одежда солдат, ордена, памятники и т.д.) и защищают его. февраль
5 Познавательное мероприятие «Герои Советской авиации»

 

Старший школьный возраст Мероприятие посвящено дню рождения Алексея Васильевича Алелюхина (1920–1990) – военного летчика, Героя Советского Союза. Дети узнают о героической жизни летчика. 30 марта
6 Познавательно – игровая программа «Космические дали» Младший и средний школьный возраст Проведение викторины, конкурсов для учащихся, в процессе которых дети узнают имена героев – космонавтики, их полетах, подготовке тела и духа. 12 апреля
7 Участие в Международной Акции «Читаем детям о войне!», «Бессмертный полк»;

Тематические занятия:

 — «Стихи о войне»,

 — «Письма памяти»,

-«Расскажем детям о войне»

 -«Они сражались за Родину»,

— «Дети военных лет».

Конкурс рисунков и поделок «Мы за мир!»

Младший, средний и старший школьный возраст Ряд мероприятий, посвященных Дню победы. Дети погружаются в атмосферу праздника, привлекаются к участию в различных мероприятиях, беседах, выставках, акциях. Мастерят подарки для солдат и ветеранов. 1-10 мая
8 Игра-путешествие «Я живу в России!» Младший и средний школьный возраст Мероприятие посвящено Дню России. Дети небольшими группами проходят по станциям, выполняя различные задания (поют гимн, отвечают на вопросы викторины, изучают государственные символы Р.Ф. и т.д. 12 июня
9 Познавательное мероприятие «Бессмертный полк». Рассказы детей «Моя семья в годы ВОВ.                    Флешмоб «Свеча памяти».

Музыкально – литературное мероприятие «Живые истории войны».

Младший, средний и старший школьный возраст Ряд мероприятий, посвященных 22 июня Дню памяти и скорби –  начало Великой Отечественной войны (1941–1945).

Мероприятия планируются и проводятся в оздоровительном профильном лагере «Умелец» при МБУ ДО ЦТТ.

июнь
10 Урок мужества «Мы будем чтить ваш подвиг вечно …»

 

Младший и средний школьный возраст Мероприятие посвящено 29 июня Дню воинской славы России. Дню партизан и подпольщиков. Учащиеся узнают имена героев – подпольщиков, вспоминают улицы, названные в их честь, и читают рассказы о партизанах. июнь
11 Познавательное мероприятие «Семья — мой дом родной» Младший и средний школьный возраст Мероприятие посвящено Дню семьи, любви и верности. Учащиеся узнают о старорусском празднике, направленном на формировании у детей представлений о семье, заботе и уважении близких. 8 июля
12 Познавательное мероприятие«Герои города Таганрога».

Познавательная беседа с презентацией «Дорогами мужества»

 

Младший и средний школьный возраст.

Старший школьный возраст.

Мероприятия посвящены освобождению города Таганрога от немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны. Дети узнают о подвиге горожан, героях, памятниках. 30 августа
13 Познавательное мероприятие «Мой город – Таганрог!», «Знаменитые люди Таганрога» Младший и средний школьный возраст.

Старший школьный возраст.

Мероприятия посвящены Дню города. Учащиеся узнают историю создания города, достопримечательности, вспоминают знаменитых людей, рожденных в Таганроге, и чем они прославили родной город. 14 сентября
14 Игровая программа «Игры народов России»,

Познавательная беседа: «Мы дети России»

Младший, средний и старший школьный возраст Мероприятия планируются и проводятся в оздоровительном профильном лагере «Умелец» при МБУ ДО ЦТТ. Воспитанники лагеря узнают о традициях, обычаях, танцах, играх народов проживающих на территории Российской Федерации. октябрь
15 Познавательная беседа: «Земли Российской патриоты» Младший исредний школьный возраст Беседа посвящена Дню народного единства. Учащиеся центра знакомятся с историей праздника «День народного единства», узнают о традициях, обычаях и обрядах народов, населяющих Россию. 4 ноября
16 Игра – квест «Школа юных разведчиков» Младший и средний школьный возраст Конкурсная программа, посвященная Дню военного разведчика. Дети, знакомятся с военной профессией – 
разведчик, узнают предназначение этой профессии и выполняя задания, проверят свои интеллектуальные и физические способности.
5 ноября
17 Познавательное мероприятие «Имя твое неизвестно – подвиг твой бессмертен» Младший и средний школьный возраст Познавательное мероприятие с презентацией,  посвященное Дню Неизвестного Солдата 3 декабря

Патриотическое сознание наших граждан остается важнейшей ценностью, одной из основ духовно – нравственного единства общества. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача, но в тоже время актуальная  в современном обществе. И она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов:

“Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!”

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*