Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр технического творчества»
Авторы: методист МБУ ДО ЦТТ Жалдак З.Б.
педагог – организатор, педагог дополнительного образования Челашова С.Л.
Патриот – человек, проникнутый патриотизмом, человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь. Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.
«Словарь русского языка» С. И. Ожегова.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Для многонациональной и многоконфессиональной России цель патриотического воспитания заключается в формировании у граждан любви к Отчизне, национальной гордости и бережного отношения к культурному наследию, историческому прошлому державы, ответственного и критического отношения к происходящему ранее и ныне в российском государстве, культуры межнационального общения, а также толерантности.
Многовековая история свидетельствует о том, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности. В формирование гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должно внести современное образование.
Образовательное учреждение, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота.
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Новое время требует содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение внутреннего климата учреждения, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
Главным инструментом патриотического воспитания в учреждении дополнительного образования детей и подростков является организация и проведение массовых мероприятий:- творческие конкурсы; — патриотические и познавательные мероприятия; -праздники; -проектная, исследовательская и волонтерская деятельность; иные формы активизации детей и молодежи.
В детях необходимо воспитывать благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации. Эту задачу в учреждении решает организация единого воспитательного пространства, сочетающего внешние и внутренние условия воспитания учащихся и наряду с текущими мероприятиями, включает в себя ряд ежегодных традиционных:
№ | Название мероприятия | Возраст учащихся | Краткое описание мероприятия | Сроки |
1 | Познавательная беседа: «Навечно в памяти народной»
|
Средний и старший школьный возраст | Познавательная беседа, посвященная Дню памяти жертв геноцида во Второй мировой войне. Учащиеся рассматривают термин геноцид, масштабы преступлений против советского народа со стороны немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны. | 24 января |
2 | Познавательная беседа: «Детство, опалённое войной» | Младший и средний школьный возраст | Беседа посвящена Дню воинской славы России. Дню снятия блокады Ленинграда (1944). Дети узнают о тех испытаниях, что выпали на долю жителей большого города. Среди таковых: ежедневные обстрелы с воздуха, страшный голод, отсутствие электричества, воды, тепла в домах и смертельные болезни. Поражаясь стойкости духа горожан. | 27 января |
3 | Конкурсно — игровая программа «Один день в армии»
|
Младший и средний школьный возраст | В процессе мероприятия, учащиеся узнают о режимных моментах службы в армии, правилах, задачах будущих солдат. Выполняя конкурсные задания, у каждого участника есть возможность почувствовать себя в роли молодого бойца. | 23 февраля |
4 | Научно – практическая конференция учащихся «Держава армией сильна!» | Старший школьный возраст | Учащиеся готовят проект на тему ВОВ (оружие, техника, одежда солдат, ордена, памятники и т.д.) и защищают его. | февраль |
5 | Познавательное мероприятие «Герои Советской авиации»
|
Старший школьный возраст | Мероприятие посвящено дню рождения Алексея Васильевича Алелюхина (1920–1990) – военного летчика, Героя Советского Союза. Дети узнают о героической жизни летчика. | 30 марта |
6 | Познавательно – игровая программа «Космические дали» | Младший и средний школьный возраст | Проведение викторины, конкурсов для учащихся, в процессе которых дети узнают имена героев – космонавтики, их полетах, подготовке тела и духа. | 12 апреля |
7 | Участие в Международной Акции «Читаем детям о войне!», «Бессмертный полк»;
Тематические занятия: — «Стихи о войне», — «Письма памяти», -«Расскажем детям о войне» -«Они сражались за Родину», — «Дети военных лет». Конкурс рисунков и поделок «Мы за мир!» |
Младший, средний и старший школьный возраст | Ряд мероприятий, посвященных Дню победы. Дети погружаются в атмосферу праздника, привлекаются к участию в различных мероприятиях, беседах, выставках, акциях. Мастерят подарки для солдат и ветеранов. | 1-10 мая |
8 | Игра-путешествие «Я живу в России!» | Младший и средний школьный возраст | Мероприятие посвящено Дню России. Дети небольшими группами проходят по станциям, выполняя различные задания (поют гимн, отвечают на вопросы викторины, изучают государственные символы Р.Ф. и т.д. | 12 июня |
9 | Познавательное мероприятие «Бессмертный полк». Рассказы детей «Моя семья в годы ВОВ. Флешмоб «Свеча памяти».
Музыкально – литературное мероприятие «Живые истории войны». |
Младший, средний и старший школьный возраст | Ряд мероприятий, посвященных 22 июня Дню памяти и скорби – начало Великой Отечественной войны (1941–1945).
Мероприятия планируются и проводятся в оздоровительном профильном лагере «Умелец» при МБУ ДО ЦТТ. |
июнь |
10 | Урок мужества «Мы будем чтить ваш подвиг вечно …»
|
Младший и средний школьный возраст | Мероприятие посвящено 29 июня Дню воинской славы России. Дню партизан и подпольщиков. Учащиеся узнают имена героев – подпольщиков, вспоминают улицы, названные в их честь, и читают рассказы о партизанах. | июнь |
11 | Познавательное мероприятие «Семья — мой дом родной» | Младший и средний школьный возраст | Мероприятие посвящено Дню семьи, любви и верности. Учащиеся узнают о старорусском празднике, направленном на формировании у детей представлений о семье, заботе и уважении близких. | 8 июля |
12 | Познавательное мероприятие«Герои города Таганрога».
Познавательная беседа с презентацией «Дорогами мужества»
|
Младший и средний школьный возраст.
Старший школьный возраст. |
Мероприятия посвящены освобождению города Таганрога от немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны. Дети узнают о подвиге горожан, героях, памятниках. | 30 августа |
13 | Познавательное мероприятие «Мой город – Таганрог!», «Знаменитые люди Таганрога» | Младший и средний школьный возраст.
Старший школьный возраст. |
Мероприятия посвящены Дню города. Учащиеся узнают историю создания города, достопримечательности, вспоминают знаменитых людей, рожденных в Таганроге, и чем они прославили родной город. | 14 сентября |
14 | Игровая программа «Игры народов России»,
Познавательная беседа: «Мы дети России» |
Младший, средний и старший школьный возраст | Мероприятия планируются и проводятся в оздоровительном профильном лагере «Умелец» при МБУ ДО ЦТТ. Воспитанники лагеря узнают о традициях, обычаях, танцах, играх народов проживающих на территории Российской Федерации. | октябрь |
15 | Познавательная беседа: «Земли Российской патриоты» | Младший исредний школьный возраст | Беседа посвящена Дню народного единства. Учащиеся центра знакомятся с историей праздника «День народного единства», узнают о традициях, обычаях и обрядах народов, населяющих Россию. | 4 ноября |
16 | Игра – квест «Школа юных разведчиков» | Младший и средний школьный возраст | Конкурсная программа, посвященная Дню военного разведчика. Дети, знакомятся с военной профессией – разведчик, узнают предназначение этой профессии и выполняя задания, проверят свои интеллектуальные и физические способности. |
5 ноября |
17 | Познавательное мероприятие «Имя твое неизвестно – подвиг твой бессмертен» | Младший и средний школьный возраст | Познавательное мероприятие с презентацией, посвященное Дню Неизвестного Солдата | 3 декабря |
Патриотическое сознание наших граждан остается важнейшей ценностью, одной из основ духовно – нравственного единства общества. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача, но в тоже время актуальная в современном обществе. И она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов:
“Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!”
Оставить комментарий