Занятие по ритмике в старшей группе «Прогулка в весенний лес» Танцевальный этюд «Зайцы в лесу»

МБДОУ детский сад № 111 «Оленёнок»

Автор: Колдашова Наталья Николаевна , музыкальный руководитель

Цель: обучать детей сюжетно – образным танцам.

Задачи: 1) развивать музыкально – ритмические, двигательные  навыки, умение слушать музыку и выполнять движения в соответствии с ритмом, характером музыкального произведения, учить передавать посредством движений характер музыки, чувства, настроение и с помощью выразительного движения создавать образ;

2) закреплять ранее изученные движения и отрабатывать технику выполнения музыкально-пространственных упражнений; совершенствовать навыки ориентирования в пространстве, координации движений, физические умения и навыки; развивать творческие способности, воображение, фантазию

3) воспитывать любовь к природе.

Оборудование и атрибуты: ноутбук, акустическая колонка, бутафорские деревья, ёлочки, коврики – «кочки», кольца (обручи) – домики для игры; шапочки Дождика, Солнышка, Зайцев, Медведя.

 Ход занятия:

  1. Вводная часть – 5-7 минут.
  2. Организационный момент. Сообщение специфики занятия.

— Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами совершим прогулку в весенний лес. А в лесу нас ждёт много нового и интересного.

  1. Разминка. Музыкально – пространственные упражнения.

а) Упражнение «Улыбка» муз. В. Шаинского

Задачи: Формирование навыков ориентировки в пространстве, развитие координации и выразительности движений, чувства ритма.

(И.п. – ноги – узкая дорожка, руки опущены.)

1 куплет (без слов): Дети идут маршем по кругу по линии танца, с  

                                     окончанием куплета поворачиваются к центру.

Припев: И тогда наверняка       Подняв руки вверх, дети подпевают, раскрыв

                Вдруг запляшут облака,   ладошки, пружинят коленочками.

                И кузнечик                         Имитируют игру на скрипке.

                Запиликает на скрипке.

                

                 С голубого ручейка     Наклонившись, размахивают руками

                 Начинается река,              вправо – влево.

                 Ну а дружба                      Разводят руки в стороны, улыбаются.

                 Начинается с улыбки.

2 куплет: Идут маршем по кругу друг за другом.

Припев: Выполняют те же движения, что и в первом куплете (подпевают).

б) крадущийся, осторожный шаг.

(И.п. – п/плие на низких полупальцах, руки – перед грудью.)

— Мы с вами попали в весенний лес. Растаял снег, журчат ручьи, просыпаются лесные обитатели – звери, птицы, насекомые.

— Что за хитрая плутовка?

 Рыжая головка,

 Хвост пушистый – краса!

 Кто же это? (Лиса).

 

в) шаг на внешней стороне стопы.

(И.п. — руки вдоль туловища и округлены в локтях; ноги – на внешней стороне стопы. Дети имитируют шаги неуклюжего медведя.)

— Тише, тише вы идите,

  Мишеньку не разбудите.

  Там, в берлоге спит медведь,

  Тише, дети, не шуметь!

 

г) прямой галоп.

(И.п. – правая нога впереди, левая – сзади, руки на поясе.)

— Вот мы вышли на лесную опушку. Перед нами луг. Кто пасётся на лугу?

— Гоп, гоп, он лихой,

  С настоящей головой,

  С настоящей гривой,

  Ах, какой красивый!  (Конь.)

 

д) поскоки.

(И.п. – ноги – узкая дорожка, руки на поясе.)

— Переберёмся через луг – и снова в лес!

 

е) лёгкий бег.

(И.п. – ноги на низких полупальцах, руки опущены вдоль туловища.)

— А в лесу поют птички. Они перелетают с дерева на дерево, с кустика на кустик. (Дети выполняют лёгкий бег, имитируют движения крыльев.)

 

ж) прыжки.

— Идём дальше. Перед нами лесной пруд. Каких животных мы можем увидеть на берегу пруда, в воде?  (Лягушки, рыбки, цапля).

-В пруду  проснулись лягушки. Как они прыгают?

(И.п. – упор сидя, опираясь руками о пол. Выполняются прыжки с приземлением в И.п.)

 

З) Упражнение «Весёлые жучки» сл. и муз. Е. А. Гомоновой

-Легко порхают над прудом и полянкой разные насекомые: яркие бабочки, жуки, божьи коровки. Сейчас мальчики превратятся в жучков и паучков, а девочки – в бабочек.

Вступление: И.п. – дети стоят по кругу, руки расправлены в стороны.

1 куплет: Вот весёлые жучки        Бегают врассыпную, руки чуть в стороны,

                  Громко зажужжали,                    «жужжат».

                  На прохладном ветерке

                  Крылья расправляли.

Припев: Закружились, закружились!        Кружатся на месте. 

                Весело кружиться!

                Как на празднике весеннем

                Нам не веселиться!

2 куплет: На поляночке жучки                   «Летают».

                  Весело летали,                      

                  А потом легли на спинки,    Ложатся на спину, машут «лапками».

                  Лапками махали.

Припев:  Кружатся на месте.    

и) приставной шаг.

— Давайте переберёмся по узкому мостику на другую сторону пруда.

(Дети выполняют боковой приставной шаг по прямой в одном направлении, перебираясь через «кочки», разложенные на полу ориентиры,  руки на поясе.)

  1. Релаксация. Отдых, восстановление пульса, дыхания.

Музыкальное сопровождение  –  «Вальс цветов» П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик».

— Мы на лесной полянке.  Долго мы шли по лесу. Пора бы отдохнуть.

Полежим на травке.

(Дети  лежат на ковре, на спине, расслабив мышцы рук, ног и закрыв глаза.)

  1. Элементы партерной гимнастики.

Сокращение стопы. Работа над укреплением мышц стопы.

— Солнце поднимается выше и выше. Становится жарко. А мы опустим ножки в воду.

(И.п. — Дети сидят на ковре, руки в  упоре  за спиной, ноги вместе и выполняют сокращение стопы, вытягивая носки вперёд, затем выпрямляя стопу (носки – «на себя»)

  1. Основная часть – 10 — 12 мин.
  2. Беседа.

— А на полянке расцветают прекрасные цветы. А какие  цветы первыми можно увидеть весной в лесу или на лугу? Выберите из предложенных картинок первые весенние цветы и назовите их. (Дети называют и показывают подснежник – пролеску сибирскую, мать-и –мачеху, одуванчика, лютика, гусиный лук, медуницу, фиалку болотную, кислицу).

  1. Игра — превращение «Прекрасные цветы».

— Сейчас мы превратимся в эти прекрасные цветы и покажем, как они растут, цветут, пробуждаются по утрам.

Музыкальное сопровождение  –  «Опять расцветает весна» муз. З. Роот

(Дети располагаются свободно по залу, изображая бутоны, из которых с началом музыки начинают «распускаться прекрасные цветы».

Музыкальное сопровождение побуждает играющих к пластичности движения, выразительной мимике.

Под палящими лучами солнца цветы начинают вянуть: дети, медленно расслабляясь, опускаются на одно колено. А под дождиком снова оживают, поднимаются. Действия сопровождаются соответствующей мимикой.

Роли Дождика и Солнышка исполняют дети.)

  1. Танцевальный этюд «Зайцы в лесу»

Музыкальное сопровождение  –  «Полька – пиццикато» И. Штраус 

— А вот ещё один обитатель леса. Он уже успел поменять белую шубку на серую.

Зайчик: Я – зайчишка – шалунишка,

                Леса тёмного жилец.

                Говорят, что я – трусишка.

                Вы не верьте, я – храбрец!

                Стоит лапу мне поднять –

                Зайцы выйдут танцевать!   (Зайцы выбегают, садятся на корточки)

а)  Изучение движений, использующихся в танцевальном этюде без музыкального сопровождения и повторение ранее изученных движений: 

«прыжки», «моют нос» — гладят лапкой, «вытягивают усики», «отряхивают воду» — вертят хвостом.

б)  Работа над этюдом  с музыкальным сопровождением.

И. п. – сидя на корточках в шеренге, свесив лапки.

Вступление 4 такта: Зайцы присели, свесив лапки.

5 – й такт                   Потянули голову вправо, носик вверх.

6 – й такт                   Спрятались от охотника.

7 – 8 – й такты          Повторяют движения влево.

9 – 10 – й такты        На согнутых ногах кружатся вокруг себя.

11 – 12 – й – такты   Выпрыгивают вверх.

13 – 14 – й такты      Моют нос («гладят лапкой») 2 раза правой, потом левой рукой.

15 – 16 – й такты      Вытягивают двумя «лапками» усики, потягиваясь на носочках (повторить 2 раза)

17 – 18 – й такты    «Моют» 2 раза правое, потом левое ухо.

19 – 20 – й такты      Вертят хвостом («отряхивают воду»)

21 – 24 – й такты      Постепенно приседают и так же поднимаются.

 

25 – 32 – й такты      Бегут по кругу, на последний такт останавливаются.

33 – й такт                На сильную долю выставляют правую ногу вперёд на носок и с прыжком приставляют её к левой ноге.

34 – й такт                Повторяют то же движение с левой ноги.

35 – 36 – й такты     Повтор двух предыдущих тактов.

37 – 41 – й такты     Прыгают, кружатся.

39 – 44 – й такты     Повторяют движения 33 – 36 – го тактов.

45 – 48 – й такты     Повторяют движения 37 – 41 – го тактов.

 

49 – 50 – й такты     Сжимают и разжимают пальцы перед собой – «хватают» 3 раза и одновременно поют: «Ам – ам – ам!» (едят)

51 – 52 – й такты     Мечтательно закрывают глаза, «барахтают лапками» сначала у правого, потом у левого ушка.

53 – 56 – й такты     Сужают круг.

Реприза: Повторяют движения 49- 56 –го тактов.

 

57 – 64 – й такты     Зайцы бегут врассыпную, выходит охотник, стреляет из ружья – пугает зайцев, они убегают.

 

  • Заключительная часть – 8 мин.

               Закрепление навыков выполнения  сюжетно – образных движений.

Подвижная игра «Разбуди мишку» (игра со словом).

Музыкальное сопровождение  — фортепиано – русская народная мелодия

(сл. Н. Зарецкой).

— Сегодня мы с вами в нашем сказочном лесу встретили медведя. Сейчас мы с ним поиграем. Что ж, весна уже пришла, а мишка ещё спит. Давайте попытаемся его разбудить. Игра называется «Разбуди мишку».

Правила игры:

Ребёнок – «медведь» спит «в берлоге». Дети тихо подходят к нему, напевая слова песни. После окончания музыки раздаётся рычание «медведя».  Дети убегают в домик, а медведь их догоняет.

Тихо – тихо вы идите,

Мишеньку не разбудите.

А к берлоге подойдём,

Топать ножками начнем!

Раз, два, три,

Раз, два, три!

Мишка, мишка, выходи!

  1. Итог занятия.

1.Беседа.

— Настало время возвращаться из сказочного леса.

— Вам понравилось наше путешествие?

— Что нового вы узнали, с кем встретились в лесу?

—  Как назывался танцевальный этюд, который изучили на сегодняшнем занятии?

2.Поклон.

— Попрощаемся с лесными обитателями и выполним поклон. (Выполняется поклон в сопровождении фортепиано.)

а) простой поклон.

И.п. — стоя на месте в 6 поз. («узкая дорожка»)

Руки за спиной  — у мальчиков, на юбочке — у девочек.

Мальчики:

1  – опустить голову.

2  – вернуться в и.п.

Девочки:

1 — выполняют полуплие из и. п. — ноги в поз. «домик» или 1 невыворотная поз., левую ногу на носок.

2 – вернуться в и.п.

б) поклон с приставным шагом.

1 – шаг вправо.

2 – приставить левую ногу.

3 – опустить голову.

4 – поднять голову.

5 — 8 – повторить поклон с приставным шагом влево.

— До  свидания, весенний лес! До свидания, ребята!

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*