МБДОУ детский сад № 111 «Оленёнок»
Автор: Колдашова Наталья Николаевна , музыкальный руководитель
Цель: обучать детей сюжетно – образным танцам.
Задачи: 1) развивать музыкально – ритмические, двигательные навыки, умение слушать музыку и выполнять движения в соответствии с ритмом, характером музыкального произведения, учить передавать посредством движений характер музыки, чувства, настроение и с помощью выразительного движения создавать образ;
2) закреплять ранее изученные движения и отрабатывать технику выполнения музыкально-пространственных упражнений; совершенствовать навыки ориентирования в пространстве, координации движений, физические умения и навыки; развивать творческие способности, воображение, фантазию
3) воспитывать любовь к природе.
Оборудование и атрибуты: ноутбук, акустическая колонка, бутафорские деревья, ёлочки, коврики – «кочки», кольца (обручи) – домики для игры; шапочки Дождика, Солнышка, Зайцев, Медведя.
Ход занятия:
- Вводная часть – 5-7 минут.
- Организационный момент. Сообщение специфики занятия.
— Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами совершим прогулку в весенний лес. А в лесу нас ждёт много нового и интересного.
- Разминка. Музыкально – пространственные упражнения.
а) Упражнение «Улыбка» муз. В. Шаинского
Задачи: Формирование навыков ориентировки в пространстве, развитие координации и выразительности движений, чувства ритма.
(И.п. – ноги – узкая дорожка, руки опущены.)
1 куплет (без слов): Дети идут маршем по кругу по линии танца, с
окончанием куплета поворачиваются к центру.
Припев: И тогда наверняка Подняв руки вверх, дети подпевают, раскрыв
Вдруг запляшут облака, ладошки, пружинят коленочками.
И кузнечик Имитируют игру на скрипке.
Запиликает на скрипке.
С голубого ручейка Наклонившись, размахивают руками
Начинается река, вправо – влево.
Ну а дружба Разводят руки в стороны, улыбаются.
Начинается с улыбки.
2 куплет: Идут маршем по кругу друг за другом.
Припев: Выполняют те же движения, что и в первом куплете (подпевают).
б) крадущийся, осторожный шаг.
(И.п. – п/плие на низких полупальцах, руки – перед грудью.)
— Мы с вами попали в весенний лес. Растаял снег, журчат ручьи, просыпаются лесные обитатели – звери, птицы, насекомые.
— Что за хитрая плутовка?
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
Кто же это? (Лиса).
в) шаг на внешней стороне стопы.
(И.п. — руки вдоль туловища и округлены в локтях; ноги – на внешней стороне стопы. Дети имитируют шаги неуклюжего медведя.)
— Тише, тише вы идите,
Мишеньку не разбудите.
Там, в берлоге спит медведь,
Тише, дети, не шуметь!
г) прямой галоп.
(И.п. – правая нога впереди, левая – сзади, руки на поясе.)
— Вот мы вышли на лесную опушку. Перед нами луг. Кто пасётся на лугу?
— Гоп, гоп, он лихой,
С настоящей головой,
С настоящей гривой,
Ах, какой красивый! (Конь.)
д) поскоки.
(И.п. – ноги – узкая дорожка, руки на поясе.)
— Переберёмся через луг – и снова в лес!
е) лёгкий бег.
(И.п. – ноги на низких полупальцах, руки опущены вдоль туловища.)
— А в лесу поют птички. Они перелетают с дерева на дерево, с кустика на кустик. (Дети выполняют лёгкий бег, имитируют движения крыльев.)
ж) прыжки.
— Идём дальше. Перед нами лесной пруд. Каких животных мы можем увидеть на берегу пруда, в воде? (Лягушки, рыбки, цапля).
-В пруду проснулись лягушки. Как они прыгают?
(И.п. – упор сидя, опираясь руками о пол. Выполняются прыжки с приземлением в И.п.)
З) Упражнение «Весёлые жучки» сл. и муз. Е. А. Гомоновой
-Легко порхают над прудом и полянкой разные насекомые: яркие бабочки, жуки, божьи коровки. Сейчас мальчики превратятся в жучков и паучков, а девочки – в бабочек.
Вступление: И.п. – дети стоят по кругу, руки расправлены в стороны.
1 куплет: Вот весёлые жучки Бегают врассыпную, руки чуть в стороны,
Громко зажужжали, «жужжат».
На прохладном ветерке
Крылья расправляли.
Припев: Закружились, закружились! Кружатся на месте.
Весело кружиться!
Как на празднике весеннем
Нам не веселиться!
2 куплет: На поляночке жучки «Летают».
Весело летали,
А потом легли на спинки, Ложатся на спину, машут «лапками».
Лапками махали.
Припев: Кружатся на месте.
и) приставной шаг.
— Давайте переберёмся по узкому мостику на другую сторону пруда.
(Дети выполняют боковой приставной шаг по прямой в одном направлении, перебираясь через «кочки», разложенные на полу ориентиры, руки на поясе.)
- Релаксация. Отдых, восстановление пульса, дыхания.
Музыкальное сопровождение – «Вальс цветов» П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик».
— Мы на лесной полянке. Долго мы шли по лесу. Пора бы отдохнуть.
Полежим на травке.
(Дети лежат на ковре, на спине, расслабив мышцы рук, ног и закрыв глаза.)
- Элементы партерной гимнастики.
Сокращение стопы. Работа над укреплением мышц стопы.
— Солнце поднимается выше и выше. Становится жарко. А мы опустим ножки в воду.
(И.п. — Дети сидят на ковре, руки в упоре за спиной, ноги вместе и выполняют сокращение стопы, вытягивая носки вперёд, затем выпрямляя стопу (носки – «на себя»)
- Основная часть – 10 — 12 мин.
- Беседа.
— А на полянке расцветают прекрасные цветы. А какие цветы первыми можно увидеть весной в лесу или на лугу? Выберите из предложенных картинок первые весенние цветы и назовите их. (Дети называют и показывают подснежник – пролеску сибирскую, мать-и –мачеху, одуванчика, лютика, гусиный лук, медуницу, фиалку болотную, кислицу).
- Игра — превращение «Прекрасные цветы».
— Сейчас мы превратимся в эти прекрасные цветы и покажем, как они растут, цветут, пробуждаются по утрам.
Музыкальное сопровождение – «Опять расцветает весна» муз. З. Роот
(Дети располагаются свободно по залу, изображая бутоны, из которых с началом музыки начинают «распускаться прекрасные цветы».
Музыкальное сопровождение побуждает играющих к пластичности движения, выразительной мимике.
Под палящими лучами солнца цветы начинают вянуть: дети, медленно расслабляясь, опускаются на одно колено. А под дождиком снова оживают, поднимаются. Действия сопровождаются соответствующей мимикой.
Роли Дождика и Солнышка исполняют дети.)
- Танцевальный этюд «Зайцы в лесу»
Музыкальное сопровождение – «Полька – пиццикато» И. Штраус
— А вот ещё один обитатель леса. Он уже успел поменять белую шубку на серую.
Зайчик: Я – зайчишка – шалунишка,
Леса тёмного жилец.
Говорят, что я – трусишка.
Вы не верьте, я – храбрец!
Стоит лапу мне поднять –
Зайцы выйдут танцевать! (Зайцы выбегают, садятся на корточки)
а) Изучение движений, использующихся в танцевальном этюде без музыкального сопровождения и повторение ранее изученных движений:
«прыжки», «моют нос» — гладят лапкой, «вытягивают усики», «отряхивают воду» — вертят хвостом.
б) Работа над этюдом с музыкальным сопровождением.
И. п. – сидя на корточках в шеренге, свесив лапки.
Вступление 4 такта: Зайцы присели, свесив лапки.
5 – й такт Потянули голову вправо, носик вверх.
6 – й такт Спрятались от охотника.
7 – 8 – й такты Повторяют движения влево.
9 – 10 – й такты На согнутых ногах кружатся вокруг себя.
11 – 12 – й – такты Выпрыгивают вверх.
13 – 14 – й такты Моют нос («гладят лапкой») 2 раза правой, потом левой рукой.
15 – 16 – й такты Вытягивают двумя «лапками» усики, потягиваясь на носочках (повторить 2 раза)
17 – 18 – й такты «Моют» 2 раза правое, потом левое ухо.
19 – 20 – й такты Вертят хвостом («отряхивают воду»)
21 – 24 – й такты Постепенно приседают и так же поднимаются.
25 – 32 – й такты Бегут по кругу, на последний такт останавливаются.
33 – й такт На сильную долю выставляют правую ногу вперёд на носок и с прыжком приставляют её к левой ноге.
34 – й такт Повторяют то же движение с левой ноги.
35 – 36 – й такты Повтор двух предыдущих тактов.
37 – 41 – й такты Прыгают, кружатся.
39 – 44 – й такты Повторяют движения 33 – 36 – го тактов.
45 – 48 – й такты Повторяют движения 37 – 41 – го тактов.
49 – 50 – й такты Сжимают и разжимают пальцы перед собой – «хватают» 3 раза и одновременно поют: «Ам – ам – ам!» (едят)
51 – 52 – й такты Мечтательно закрывают глаза, «барахтают лапками» сначала у правого, потом у левого ушка.
53 – 56 – й такты Сужают круг.
Реприза: Повторяют движения 49- 56 –го тактов.
57 – 64 – й такты Зайцы бегут врассыпную, выходит охотник, стреляет из ружья – пугает зайцев, они убегают.
- Заключительная часть – 8 мин.
Закрепление навыков выполнения сюжетно – образных движений.
Подвижная игра «Разбуди мишку» (игра со словом).
Музыкальное сопровождение — фортепиано – русская народная мелодия
(сл. Н. Зарецкой).
— Сегодня мы с вами в нашем сказочном лесу встретили медведя. Сейчас мы с ним поиграем. Что ж, весна уже пришла, а мишка ещё спит. Давайте попытаемся его разбудить. Игра называется «Разбуди мишку».
Правила игры:
Ребёнок – «медведь» спит «в берлоге». Дети тихо подходят к нему, напевая слова песни. После окончания музыки раздаётся рычание «медведя». Дети убегают в домик, а медведь их догоняет.
Тихо – тихо вы идите,
Мишеньку не разбудите.
А к берлоге подойдём,
Топать ножками начнем!
Раз, два, три,
Раз, два, три!
Мишка, мишка, выходи!
- Итог занятия.
1.Беседа.
— Настало время возвращаться из сказочного леса.
— Вам понравилось наше путешествие?
— Что нового вы узнали, с кем встретились в лесу?
— Как назывался танцевальный этюд, который изучили на сегодняшнем занятии?
2.Поклон.
— Попрощаемся с лесными обитателями и выполним поклон. (Выполняется поклон в сопровождении фортепиано.)
а) простой поклон.
И.п. — стоя на месте в 6 поз. («узкая дорожка»)
Руки за спиной — у мальчиков, на юбочке — у девочек.
Мальчики:
1 – опустить голову.
2 – вернуться в и.п.
Девочки:
1 — выполняют полуплие из и. п. — ноги в поз. «домик» или 1 невыворотная поз., левую ногу на носок.
2 – вернуться в и.п.
б) поклон с приставным шагом.
1 – шаг вправо.
2 – приставить левую ногу.
3 – опустить голову.
4 – поднять голову.
5 — 8 – повторить поклон с приставным шагом влево.
— До свидания, весенний лес! До свидания, ребята!
Оставить комментарий